Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

Мы в соцсетях

 

 



УСОЛЬЦЕВ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ

О своем деде, участнике Великой Отечественной войны, снайпере Михаиле Семеновиче Усольцеве рассказала заведующая отделом экспертизы вещественных доказательств ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», доцент кафедры судебной медицины МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, к.м.н. Наталья Александровна Романько (Усольцева).

Многие годы наша семья ничего не знала о судьбе погибшего в годы Великой отечественной войны Михаиле Семеновиче УСОЛЬЦЕВЕ. Накануне Дня Победы 2020 года, благодаря открывшимся данным Центрального Архива Министерства обороны РФ, нам удалось найти сведения о его боевом пути и даже месте захоронения. Но обо всем по порядку.
В семье Усольцевых Семена Евграфовича и Пелагеи Власьевны к началу войны было пять сыновей и дочь: Алексей, 1912 г.р.; Михаил, 1916 г.р.; Тихон, 1918 г.р.; Василий, 1922 г.р.; Мария, 1928 г.р. и Петр, 1930 г.р. Все были рождены в селе Крестьянское (сейчас Крестьянка) Мамонтовского района Алтайского края. На фронт из семьи был призван Михаил.
Старший Алексей, работая трактористом-механизатором в родном колхозе, перед самой войной получил травму – лишился пальцев на правой кисти, из-за чего был признан негодным для службы в Красной армии. А в 1942 году у них с женой Татьяной родился сын – мой отец.
Михаил был призван на фронт 29 сентября 1943 года и к середине октября, проделав долгий путь из Сибири в Ленинградскую область, поступил в распоряжение 58-й отдельной стрелковой бригады (ОСБР), воевавшей тогда в составе 8 армии Волховского фронта. После краткосрочных занятий по боевой и политической подготовке молодое пополнение красноармейцев уже участвовало в тяжелых боях, Михаил – в качестве снайпера. Это и не удивительно: в Сибири многие мужчины занимались охотой, с детских лет оттачивая навыки меткой стрельбы.
В январе 1944 года 58-я ОСБР принимала участие в боях за Новгород. Участок побережья озера Ильмень от Юрьева до устья Веряжи обороняли три отдельных батальоны СС. Во всех населенных пунктах располагались артиллерийские и минометные батареи. Противник простреливал весь берег и, естественно, ледяные просторы озера.
Наступление было решено начать без артподготовки, чтобы противник заранее не обнаружил наши войска. Бойцы до начала наступления должны были совершить марш-бросок в 15 км по льду реки Мсты, в метель, в тяжелой зимней одежде, с маскировкой, минометы и другое оружие тянули за собой на лыжах. Все части достигли исходного рубежа на восточном берегу озера к 17 часам 13 января. Ночевать пришлось в лесу на морозе. В 4 часа утра 14 января войска начали движение по льду озера Ильмень. На разных участках ширина его – от четырех до семи километров. Чтобы все подразделения подошли к западному берегу одновременно, необходимо было согласовывать движение почти поминутно. И все это без применения средств связи, соблюдая полную тишину и светомаскировку, на льду, под пронизывающим ветром…
В 6 часов утра началась атака. Солнце в тот день взошло в 8.50. Почти два часа десант дрался практически в полной темноте, в метель, на чужом берегу. В ходе первой атаки почти без потерь были освобождены деревни Троица, Береговые Морины, Здринога, Новое Раково и другие.
Но потом немецкое командование опомнилось от неожиданности, и на западном берегу озера Ильмень развернулись ожесточенные бои. Несмотря на сопротивление немцев, к исходу 14 января они были оттеснены.
В ночь на 15 января возобновилась метель, все маршруты движения были заметены, для переправы дивизии, артиллерии и бронемашин создавались ледяные дороги, наращивался лед, делались настилы. Переправы для пропуска техники до 6-ти тонн весом были налажены. К тому времени обозначился успех и севернее Новгорода. Немцы, чтобы справиться с очень мешающей им южной группой, бросали в контратаки свои резервные части. Несмотря на нелетную погоду, 27 вражеских бомбардировщиков нанесли удары по войскам и переправам в районе озера Ильмень. Но не достигли успеха. А 16 января началась оттепель. Под лед провалились 5 машин, но бой продолжался. Самые ожесточенные бои развернулись 17 и 18 января.
Почему из всего боевого пути 58 отдельной стрелковой бригады, которая воевала в действующей армии с 18 декабря 1941 по 24 февраля 1944 года, я привожу именно это наступление наших войск, и почему так подробно описываю именно эти пять дней? Потому что именно в один из этих дней, 16 января 1944 года, снайпер Михаил Усольцев был убит в бою, о чем записано в донесении о безвозвратных потерях. В ночь с 19 на 20 января части южной группы войск встретились с частями стрелкового корпуса, наступавшего с севера. Кольцо вокруг Новгорода замкнулось. Приказом Верховного Главнокомандующего 58-я отдельная стрелковая бригада была награждена орденом Красного Знамени. Но Михаил, как и все, кто погиб в этих боях, об этом уже не узнали…
Всего в именном списке донесения о безвозвратных потерях значится 309 бойцов офицерского, сержантского и рядового состава, погибших в эти дни. 116 из них похоронены на кладбище д. Старая Ракома Новгородского района, тогда еще Ленинградской области.
На этом история наших поисков не закончилась. Мой сын Алексей связался с администрацией Ракомского сельского поселения, и уже на следующий день получил ответное письмо, в котором говорилось, что его прадед похоронен в братской могиле в д. Три отрока, которая относится к их поселению. К письму также были приложены фотографии самого захоронения и плиты с фамилией нашего деда/прадеда.
И это еще не вся история. От своего отца я знаю, что жена Михаила Наталья, имея на руках малолетнюю дочь Нину, рожденную в 1939 году, после войны вышла замуж и через несколько лет переехала жить в Алма-Ату. Мы подняли всех родственников на Алтае, всех, кто хоть что-то помнит о дочери Михаила. И мы ее нашли! Нашли ее сына и дочь! Связавшись с ними, мы узнали, что Нина Михайловна жива, но возраст берет свое. Живут они все там же. Теперь наша большая семья пополнилась еще двумя троюродными братом и сестрой.
Так, спустя 76 лет после гибели Михаила Усольцева в бою, наша семья узнала о его героической судьбе».

Аккредитация

Ремонт